9 декабря день борьбы с коррупцией

 

Прокуратурой во исполнение требований Конституции РФ, Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ, Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» и иных приказов Генпрокуратуры на постоянной основе проводятся проверки соблюдения органами и учреждениями района законодательства о противодействии коррупции.

Противодействие коррупции -  это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В 2016 году прокуратурой района ходе надзорных мероприятий и проверок выявлен ряд нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ  на лиц, замещающих должности государственной службы, муниципальной службы, муниципальные должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами возложена обязанность представлять достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю).

Однако, данные требования закона исполняются не в полном объеме.

К примеру, установлены факты недостоверного отражения сотрудниками органов местного самоуправления города и района, а также сельских советов информации об имеющемся у них, их супругов недвижимом имуществе, а также транспортных средствах за 2015 год.

Наиболее распространенным нарушением явилось отсутствие в справке сведений об отдельных земельных участках, жилых домах, квартирах, принадлежащих муниципальному служащему или его супруге (супругу).  Неоднократно встречались факты не указания сведений о принадлежащих муниципальному служащему долях земель сельскохозяйственного назначения (паях).

Также проверкой установлены факты отсутствия в справке сведений о принадлежащих муниципальному служащему, его супругу (супруге) транспортных средствах, самоходных машинах. Часто в справке не указываются сведения о находящихся в собственности прицепах. Проверка выявила также факты не указания служащими сведений о принадлежащих им акциях  в коммерческих организациях.

По результатам выявленных нарушений в адрес администраций города и района, а также сельских советов внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства, которые рассмотрены. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушения устранены.

Кроме того, прокуратурой установлены факты нарушения в органах местного самоуправления города, района и сельских советов требований Указа Президента РФ от 01.04.2016г. №147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017г.г.» по внесению изменений в утвержденные планы по противодействию коррупции. В ряде сельских советов планы по противодействию коррупции фактически не исполнялись, что свидетельствовало о формальном подходе к их принятию.

По результатам выявленных нарушений в адрес администраций города и района, а также сельских советов также внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.

В ходе осуществления надзора прокуратурой выявлен факт нарушения работодателем при принятии на работу бывшего государственного или муниципального служащего требований с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Указанная статья гласит, что работодатель в течение двух лет после увольнения сотрудника с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, в отношении допустившего нарушение работодателя  прокуратурой возбуждено дело об административной правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В истекшем периоде 2016 года прокуратурой принимались меры к возмещению ущерба, причиненного государству лицом, совершившим преступление коррупционного характера.

Так, приговором Кирсановского районного суда должностное лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.159 УК РФ. В результате совершенного преступления государству причинен материальный ущерб. В рамках рассмотрения уголовного дела гражданский иск заявлен не был. По результатам осуществления надзорных мероприятий прокуратурой в суд направлено заявление о взыскании суммы материального ущерба.

Прокуратурой района на постоянной основе проводится мониторинг муниципального нормотворчества на его соответствие федеральному и региональному законодательству.

Так, в истекшем периоде 2016 года прокуратурой выявлено более 120 незаконных норм и положений в местных нормативных актах. Самыми распространенными нарушениями законодательства о противодействии коррупции являются дублирование полномочий федеральных и региональных органов власти местными администрациями и выборочное изменение объема прав органов власти на местном уровне.

Например, городом и всеми сельсоветами приняты постановления, устанавливающие норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для граждан. Указанные постановления определяли диапазон размера площади помещения, предоставляемого граждан. Однако, Жилищным Кодексом РФ предусмотрено установление только минимальной нормы предоставления площади. Выявленное нарушение позволяло должностному лицу при решении вопроса о размере площади предоставляемого жилого помещения действовать по собственному усмотрению.

Кроме того, органами местного самоуправления города и района не в должной мере осуществляется отслеживание изменений в федеральное и региональное законодательство, что также влечет нарушение прав граждан и организаций.

В этой связи в 2016 году Кирсановской межрайонной прокуратурой направлено 9 требований об изменении нормативного акта с целью исключения коррупциогенных факторов, опротестовано 115 незаконных актов, внесено 18 представлений о необходимости приведения местного нормотворчества в соответствие с федеральным законодательством.

В целях улучшения качества подготавливаемых нормативных правовых актов, устранения уже существующих нарушений в течение года неоднократно проводятся совещания по проблемам нормотворчества. На постоянной основе изучаются проекты нормативных правовых актов,

Всеми органами местного самоуправления прокуратура района наделена законодательной инициативой. В рамках предупреждения и пресечения фактов проявления коррупции направлен проект Положения о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих муниципальные должности.

         Надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции осуществляется на постоянной основе.

 

Заместитель Кирсановского межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                                       Е.И.Шагина