Конституционный Суд Российской Федерации разрешил в ряде случаев снижать размер административного штрафа для юридических лиц ниже низшего предела

По обращениям ряда юридических лиц Конституционный Суд Российской Федерации 25 февраля 2014 года рассмотрел дело о проверке конституционности положений некоторых статей КоАП РФ, которыми для юридических лиц установлены значительные минимальные размеры административных штрафов при отсутствии возможности назначения административного наказания ниже низшего предела.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что административный штраф является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

При наложении административного штрафа его минимальный размер соблюдается равным образом в отношении всех юридических лиц - независимо от их вида. В результате для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям.

В связи с изложенным Конституционный Суд Российской Федерации признал положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1., ч. 1ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч.ч. 2, 5 ст. 15.23-1, ст. 19.7-3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой они не допускают назначение штрафов ниже низшего предела, указанного в санкции, т.е. не позволяют учесть характер и последствия правонарушения, степень вины, его имущественное и финансовое положение, а также другие обстоятельства.

 Кроме того Суд указал, что до внесения в КоАП РФ изменений, вытекающих из постановления, минимальный размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим названные правонарушения, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного санкцией для юридических лиц на основании требований Конституционного Суда РФ, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

 Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Что касается не вступивших к моменту провозглашения настоящего Постановления в законную силу или вступивших в законную силу, но не исполненных или исполненных частично судебных актов, вынесенных на основании статей КоАП РФ, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, то такие судебные акты пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием настоящего Постановления не подлежат.

 

 Заместитель Кирсановского межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                                           Е.И.Шагина