Изменения в законодательстве о лотереях

В целях совершенствования государственно-правового регулирования лотерейной деятельности и недопущения использования  фиктивных лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 28.12.2013 №416-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 30.01.2014.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что до 01.07.2014 в Российской Федерации должны быть прекращены проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей (п. 3 ст. 7 названного Федерального закона).

Федеральный Закон от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» дополнен новыми определениями, такими как «лотерейная квитанция», «лотерейный терминал», «лотерейная программа», «центр обработки лотерейной информации», «электронный лотерейный билет», а также о возможности проведения в Российской Федерации только международной лотереи и всероссийской государственной лотереи.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и юридические лица из числа организаторов лотереи исключены. Юридические лица могут быть лишь операторами лотереи в случае заключения контракта на ее проведение с организаторами лотереи – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации.

Установлено, что договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. Обязательно присутствие на них лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи. Исключена ранее существовавшая возможность заключения договора при проведении лотереи путем выдачи «иного документа» или «иным способом».

Введены ограничения в отношении мест распространения лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов. Так, лотерейные билеты не могут распространяться, а лотерейные терминалы не могут устанавливаться в зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, культовые и религиозные организации. Также отмечено, что лотерейные терминалы не должны содержать скрытых (недекларированных) возможностей, информационных массивов, узлов или агрегатов, недоступных для проверки.

Кроме того, в новой редакции изложены положения статьи 1063 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий вопросы проведения лотерей, и ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за нарушения законодательство о лотереях.

Поскольку вышеуказанные изменения федерального законодательства направлены на исключение возможности проведения азартных игр под видом лотерей, их необходимо учитывать гражданам и муниципальным образованиям.

 

Заместитель Кирсановского межрайпрокурора

советник юстиции                                                                                Е.И.Шагина