Администрация города Кирсанова Тамбовской области

Официальный сайт

Информация о порядке реализации полномочий, направленных на обеспечение доступности продовольственных товаров для населения.

 

Вниманию руководителей предприятий торговли и предпринимателей!

 

 Информация о порядке реализации полномочий, направленных на обеспечение доступности продовольственных товаров для населения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях оптимизации соответствующих функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сегменте розничной торговли продовольственными товарами (прежде всего, применительно к отдельным видам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости), обращает внимание на нижеследующее.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЭ) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом №381-Ф3 формирует основу правового регулирования отношений в области торговой деятельности.

Устанавливая основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, Закон №381-Ф3 в качестве целей его принятия, в т.ч., определил обеспечение доступности товаров для населения (п.2 части 2 статьи 1) и соблюдение прав и законных интересов населения (п.3 части 2 статьи 1), которое должно обеспечиваться одновременно с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, при балансе их экономических интересов.

Очевидно, что одним из основополагающих критериев доступности продовольственных товаров для населения является цена, определяемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, по общему правилу самостоятельно за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.8 части 2 статьи 8 Закона № Э81-ФЗ, п.1 статьи 424 ГК РФ), достоверная информация о которой в целях обеспечения правильного выбора товаров должна доводиться продавцами до потребителей в соответствии с требованиями статей 8 и 10 Закона № 23 00-1.

При этом достоверность цены продовольственного товара по договору розничной купли-продажи, указываемой в конечном итоге на ценнике (согласно п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55), ввиду наличия установленных Законом №381-Ф3 императивных требований, предъявляемых в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров к хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, и хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, во многом будет зависеть от добросовестности соблюдения этими субъектами соответствующих законоположений при определении цены договора поставки продовольственных товаров (см. части 3-6 статьи 9 Закона №381-ФЗ).

Указанное в первую очередь касается соблюдения запретов на включение в цену договора поставки продовольственных товаров всякого рода вознаграждений, не допускаемых (запрещаемых) Законом №381-ФЗ, объективно ведущих к незаконному повышению розничной цены таких товаров, и как следствие к доведению до потребителя на этот счет заведомо недостоверной информации и введению его в заблуждение.

В этой связи следует иметь в виду, что согласно основным началам и принципам гражданского законодательства при установлении и осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения никто не вправе (пп.3 и 4 статьи 1 ГК РФ).

«Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» (п.1 статьи 10 ГК РФ). При этом «если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков» (п.4 статьи 10 ГК РФ).

Руководствуясь вышеизложенным, а также взаимосвязанными положениями статьи 40 Закона № 2300-1 и части 1 статьи 16 Закона №381-ФЗ, территориальным органам Роспотребнадзора в целях недопущения, своевременного выявления и пресечения (в пределах компетенции) соответствующих нарушений прав потребителей в деятельности хозяйствующих субъектов, реализующих продовольственные товары, при проведении плановых и внеплановых проверок торговых сетей необходимо:

1) на основе сопоставления информации о среднем уровне цен на отдельные виды товаров, подлежащей обязательному размещению на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. п.3 части 3 статьи 20 Закона №381-ФЗ), с информацией о розничной цене тех же товаров, указанной на ценнике продавцом, фиксировать подобного рода факты и при наличии признаков необоснованного (в контексте положений Закона №381-ФЗ) завышения цен в каждом случае в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), разрешать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.7 КоАП РФ и проведении административного расследования;

2)при проведении административного расследования учитывать все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ), а для получения дополнительных доказательств по делу об административном правонарушении с учетом наличия антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, установленных статьей 13 Закона № 381-ФЗ, касающихся в т.ч. порядка ценообразования, направлять запросы в соответствующие территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в соответствии со статьей 26.9 КоАП РФ, имея в виду, что «нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности» в рассматриваемом контексте также может явиться основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.42 КоАП РФ.

3)основное внимание при реализации соответствующих надзорных полномочий обращать на товары, включенные в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530.