О мониторинге розничных цен на социально значимые продукты за 2015 год

Согласно еженедельно проводимому мониторингу цен на 24 наименования социально значимых продуктов питания среднегородские розничные цены на данные продукты в истекшем году возросли  более чем на 10% на следующие виды товаров:

 

рыба на 26%,

масло раст. на 18%,

макароны на 20 %,

мясо на 13%

За отчетный год произошло незначительное снижение (на 4%) цен на мясо кур, овощи.

Не изменялись в течение года цены на хлеб, муку, соль.

В течение 2015 года наблюдалось сезонное колебание цен на овощи, яйцо, сахар, масло подсолнечное.

Рост цен на ряд продуктов питания продолжается. За январь текущего года индекс роста цен на масло растительное, сахар, макароны, составил в пределах 1-2%. В январе 2016 года произошло увеличение на 10% отпускных цен на хлеб и булочные изделия.

Проводится также мониторинг цен по 40 наименованиям продовольственных товаров в магазинах «Магнит», «Бегемот», «Лайм», «Двое», «Карина», «Продукты», павильоне «Жупиков», киосках «Эконом», «Мясная лавка» и на городском рынке. Фиксируются минимальные и максимальные цены и наличие данных продуктов в постоянной продаже.

В рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.08.2014 №778 «О мерах реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в 2015 году мониторинг розничных цен был представлен в администрацию города всеми продовольственными магазинами города. Согласно полученным данным цены в различных торговых предприятиях отличаются на 10-30%, например, сахар в магазине «Лайм» стоит 39 руб. за килограмм, в магазине «Двое» и на рынке - 52 руб., в магазине №2 – 58 руб., в магазине «Карина» (СХТ) 63руб., причем, чем отдаленнее от центра магазин, тем выше в нем цены, и тем выше применяемая торговая надбавка, что объясняется более медленной оборачиваемостью товаров. Торговые надбавки на разные продтовары составляют от 10 до 30%, но средние торговые надбавки на основные продовольственные товары в  сетевых магазинах составляют 10-15%,  в  других торговых предприятиях – 20-25%. 

Если провести аналогию с соседними городами и районами области, то город Кирсанов не выделяется на их фоне, находясь в среднем ценовом диапазоне. Практически по всем позициям наши цены находятся на уровне или ниже среднеобластных.

В   настоящее время государственное регулирование розничных цен  и

торговых    надбавок      на      социально      значимые      продукты     питания

законодательно не установлено. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают вид, форму, способ, специализацию торговли, тип торгового объекта, порядок и условия осуществления торговли. Иными словами, по общему правилу, юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, вправе самостоятельно определять цены реализуемого в розницу товара. Контроль в данном случае осуществляет антимонопольная служба.

            В целях стабилизации обстановки с ценами администрацией города организуются ярмарки с приглашением местных и областных производителей. За 2015 год кроме 103 еженедельных ярмарок проведено  65  тематических ярмарок, в которых принимали участие как городские предприятия и предприниматели, так и из соседних районов и г.Тамбова. Из местных производителей принимают активное участие ООО «Кирсановхлеб», ОАО «Текмаш», аграрно-промышленный колледж.

С 2013 года возобновлено проведение традиционной Воздвиженской ярмарки, которыми славился город в дореволюционные годы.

Для расширения торговли местных и областных производителей, реализации сельхозпродукции, были выделены участки для размещения павильона ООО «Жупиков», ИП Попова, в 2015 году внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, что позволило предоставить места для торговли Бондарскому сырзаводу, индивидуальным предпринимателям, реализующим мясо, колбасные изделия, кондитерские изделия, производства собственных цехов. В 2015 году открылся магазин «Рыбный мир», реализующий рыбную продукцию, поступающую от производителя.

Положительное влияние на цены в городе оказывает наличие более 60 продовольственных магазинов всех форматов – это и супермаркеты «Магнит», «Пятерочка», «Бегемот», «Лайм» с широким ассортиментом и диапазоном цен, и специализированные магазины, и магазины «шаговой доступности», работает сельскохозяйственный рынок на 250 торговых мест. Обеспеченность торговой площадью по итогам 2015 года составила 995,5 кв.м. на 1000 жителей, в том числе по продаже продовольственных товаров 280,5 кв.м. при нормативе 115 кв.м., то есть больше в 2,5 раза,

В 2015 году открылся сетевой магазин «Пятерочка», ведется строительство магазинов «Лайм» (Красноармейская, 9), «Пятерочка» (Спортивная, 5). ООО «Лайм» взял в аренду еще 2 магазина на территории города – бывшие «Карат» и «Бриз», в которых в настоящее время ведется ремонт, по завершению которого в ближайшее время откроются магазины самообслуживания в районе СХТ и ж.д. вокзала. Также активно развивается сеть магазинов «Успех». Цены в вышеуказанных магазинах значительно ниже, чем в остальных мелких магазинах, за счет того, что и «Лайм»  и «Успех» имеют оптовое звено, а значит, имеют возможность закупать большие партии товаров по более выгодным ценам.

Конкурентная борьба предприятий торговли за «своего» покупателя вынуждает их строить свою ценовую политику таким образом, чтобы покупатели, приобретая сегодня товары по доступным ценам, захотели придти в эти же магазины и завтра.

В этих целях сетевые магазины привлекают покупателей различными акциями и периодически применяют дополнительные скидки на определенные товары. 

Все это предоставляет населению города право выбора, как торгового предприятия, так и продукции, удовлетворяющей его потребности по цене и качеству.