Администрация города Кирсанова Тамбовской области

Официальный сайт

Материнский капитал – под контролем ПФР

Как известно, материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился или был усыновлен второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети), если при рождении второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось.

С 1 января 2015 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей.

Средствами материнского капитала можно распорядиться по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, оплату образовательных услуг для детей, формирование будущей пенсии мамы и оплату товаров и услуг для социальной адаптации, и интеграции в общество детей-инвалидов. А с начала 2018 года предусмотрены ежемесячные выплаты нуждающимся семьям, в которых второй ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года.

Владельцы государственных сертификатов должны знать, что за использованием средств МСК ведется строгий контроль и обналичить его нельзя.

За последнее время в России вынесен уже не один десяток обвинительных приговоров за попытку незаконно использовать средства материнского капитала. И это не только «условные» сроки, но и судебные решения, связанные с реальным лишением свободы.

Главную роль в работе по контролю за расходованием средств МСК играют территориальные органы Пенсионного фонда России. На начальном этапе специалисты территориальных органов ПФР при приеме заявлений и документов от граждан для оформления сертификата на материнский капитал, заявлений о распоряжении средствами МСК особое внимание уделяют проверке представляемых документов. В каждом случае, который вызывает подозрение или сомнение, представители управлений ПФР выезжают на место и осматривают объект продажи, строительства или реконструкции, проверяют заявителей на предмет лишения родительских прав. На региональном уровне проводится проверка полноты представляемого пакета документов на получение сертификата и расходования «материнских» средств, и, если, по мнению УПФР, есть подозрения в попытке незаконно получить сертификат или неправильно использовать средства МСК, материалы передаются в правоохранительные органы.

Например, в Тамбовской области, за период 2010 – 2019 гг. в 10 случаях были возбуждены уголовные дела по фактам незаконного расходования денег, выдаваемых по государственному сертификату (сокрытие фактов лишения родительских прав по отношению к ребенку, попытка представить подложные документы для получения государственного сертификата, заключение договора на приобретение жилья за счет средств МСК без передачи денег продавцу).

В 2017-2019 гг. в 312 случаях органы ПФР отказали в предоставлении средств МСК. В большинстве эпизодов причиной отказа было отсутствие улучшение жилищных условий, в остальных – был нарушен порядок подачи заявлений, не соблюдались требования к оформлению документов на строительство жилья, сам объект недвижимости не соответствовал определенным законом условиям, заключенный договор кредитования был потребительским, а не жилищным, отсутствовала государственная аккредитация образовательных программ и т.д. Кроме того, за 2017-2019 гг. было отказано в выдаче 54 государственных сертификатов, причинами отказа являются: отсутствие права на получение сертификата (например, вследствие лишения родительских прав или совершения преступлений в отношении своих детей), а также предоставление недостоверных сведений в ПФР (об отсутствии лишения родительских прав, подача недостоверных документов о рождении ребенка).

Кроме того, в целях противодействия этим негативным фактам органы ПФР тесно взаимодействуют с областной администрацией, органами Росреестра, УВД, управлением образования, органами нотариата.

Следует также знать, что с марта 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве по материнскому капиталу, которые ужесточают контроль за состоянием жилых помещений, приобретаемых на средств МСК. В соответствии с внесенными поправками органы ПФР вправе направлять запрос в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля об отсутствии или о наличии в отношении жилья, приобретаемого за счет средств МСК, информации о признании этого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В заключение еще раз обращаем внимание владельцев государственных сертификатов, что любые схемы обналичивания материнского (семейного) капитала - незаконны, а лица, предлагающие такие услуги, - мошенники. При этом обладатель государственного сертификата, который соглашается принять участие в сомнительных схемах, идет на совершение противоправного действия и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

 

Начальник Управления                                                                   А. М. Мешков